Коммунальные услуги. Спрашивали-отвечаем. ООО УК «Корабли НН». Нижний Новгород

Спрашивали-отвечаем

Коммунальные услуги и ресурсоснабжающие организации

Темы вопросов и ответов

Коммунальные услуги и ресурсоснабжающие организации

Почему по нашему стояку трубы отопления и горячей воды чуть теплые, в то время как в квартирах напротив - горячие?
Отвечает Ирина Малышева, руководитель службы по содержанию, обслуживанию и ремонту:

«...С начала отопительного сезона в управляющие компании от жителей часто поступают обращения на неудовлетворительное теплоснабжение и горячее водоснабжение в квартире. Основные причины отключений и снижения параметров отопления и горячего водоснабжения – это аварии на наружных коммуникациях, ремонтные работы, изменения в работе оборудования котельных АО «Теплоэнерго».
Но и сами жители порой становятся нарушителями. При выходе наших сотрудников на место (в квартиру) выясняется, что жители самовольно провели реконструкцию системы отопления (изменили марку и количество отопительных приборов, заменили металлические трубопроводы отопления на полипропиленовые, металлопластиковые, демонтировали перемычки перед отопительными приборами и пр.).
Приведем конкретные примеры, так по адресам: ул. Островского, д.8; ул. Коминтерна, д.164; ул. Федосеенко, д.98а; ул. Зайцева, д.10, д.11 – жители ряда квартир самовольно переоборудовали систему отопления, что привело к нарушению температурного режима у соседей.
В настоящее время в Сормовском районом суде г. Нижнего Новгорода по трем последним адресам (по отдельным квартирам) рассматриваются дела о приведении системы отопления в надлежащее состояние. Что касается горячего водоснабжения, то некоторые собственники устанавливают в своих квартирах теплый пол, делая врезку в общий стояк горячей воды. Им хорошо - в квартире всегда тёплый пол, но плохо всем остальным - падают напор и температура горячего водоснабжения, растет расход воды и, соответственно, плата за неё.
Все изменения в системе ГВС категорически запрещены и выполняются только в соответствии с проектом здания. Нелегальные краны для водяных тёплых полов не только незаконны, но и опасны: они нарушают конструктивную целостность трубы и под влиянием перепадов температуры или гидравлического удара могут лопнуть...»

Поэтому, если такая ситуация возникла, рекомендуем жителям обращаться в управляющую компанию. Специалисты управляющей компании проведут проверку, зафиксируют нарушения, и при необходимости через суд заставят нарушителя убрать все изменения за свой счёт.
Что делать, если после начала отопительного сезона в квартире холодно? Как сделать перерасчёт?

«...Всё зависит от того, какова температура в квартире. Зачастую бывает и такое, что люди к нам обращаются, а температура воздуха в жилом помещении равна +18, а то и выше. Оплата производится именно за этот показатель на столбике термометра, что находится в квартире. Все отопительные сети и режимы работы котлов рассчитаны именно на эту внутриквартирную температуру.

Если же в квартире температура действительно ниже +18, необходимо подать заявку на проведение обследования в аварийную службу и написать заявление в управляющеую компанию о необходимости составления соответствующего акта и перерасчете за недопоставку коммунальных услуг. По вашему обращению придут специалисты, сделают замеры, составят акт, на основании которого будет выполнен перерасчет.

Если в течение пяти дней с момента официального пуска тепла вам не подадут отопление, необходимо позвонить в аварийно-диспетчерскую службу, оставить заявку и удостовериться, что ваше обращение зафиксировано (уточните, кто принял, регистрационный номер заявки, время приема). После этого следует написать заявление на перерасчёт, который будет произведён в период со дня написания заявления до окончания завершения работ по наладке системы теплоснабжения и составления соответствующего акта...»

Фиксация нарушения температуры в квартире. Низкая температура в одном из помещений квартиры
Во время отопительного периода не был составлен комиссионный акт замера температуры воздуха в квартире в период, когда она была выше нормы. Можно ли привлечь для проведения экспертизы стороннюю организацию, которая по снятому архиву с теплового счетчика определила бы факт нарушения температурного графика при предоставлении услуг по теплоснабжению?
На вопрос отвечает Бурняшев Дмитрий Викторович
Юрист, эксперт по вопросам управления многоквартирными домами.

«Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, регламентирован разд. 10 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила).»

«По общему правилу, документом, подтверждающим факт нарушения качества коммунальных услуг, является составленный акт.»

«Однако согласно пп. "в" п. 111 Правил также предусмотрена возможность установления такого факта фиксацией сведений (информации о качестве коммунальных услуг по определенным критериям) коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения, которое предназначено для этих целей и используется в соответствии с требованиями законодательства РФ о единстве измерений, если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения.»

«Таким образом, каждый потребитель имеет право ознакомиться с показаниями общедомового прибора учета теплоэнергии, и если снятые сведения подтверждают факт нарушения качества, то такие сведения будут являться основанием для дальнейшего перерасчета...»


Для оценки качества услуги по отоплению установлены минимальные показатели температуры в различных помещениях. Будет ли считаться услуга по отоплению некачественно предоставленной, если температура ниже минимальной только в одном из помещений квартиры? Возможен ли в этом случае перерасчет платы за отопление по всей квартире?
На вопрос отвечает Прокофьев Илья Игоревич
Адвокат, налоговый консультант. Специализируется на представлении интересов граждан и юридических лиц в арбитражных судах и судах общей юрисдикции.

«Требования к температурному режиму содержатся в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») и в иных нормативных документах, например в СанПиН. Причем данные требования не всегда соответствуют друг другу.»

«Например, приложением № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила) установлено, что допустимая температура в жилых помещениях составляет 18°C, допустимое превышение составляет 4°C, допустимое снижение в ночное время 3°C, а в дневное время снижение температуры не допускается. То есть допустимая температура составляет от 18°C до 22°C в дневной период и от 15°C до 18°C ночью.»

«В то же время в СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», используется дифференцированный подход: для разных комнат в жилых квартирах установлены различные показатели допустимого температурного режима в зависимости от времени года. Например, для жилой комнаты в холодный период допустимая температура составляет от 18°C до 24°C.»

«Таким образом, требования СанПиН отличаются от требований Правил. В связи с этим становится актуальным вопрос соотношения этих документов.»

«В примечании к приложению № 1 указано, что в целях применения приложения подлежат использованию действующие нормы и требования законодательства РФ о техническом регулировании, устанавливающие обязательные требования к качеству предоставления коммунальных услуг, а приведенные в этом приложении ГОСТы, СНиПы, СанПиНы не являются исчерпывающими.»

«Таким образом, даже в случае, если температура только в одной из комнат будет ниже нормы, это будет считаться нарушением температурного режима, следовательно, возможен перерасчет платы за отопление по всей квартире.»

Когда считается, что коммунальная услуга предоставляется некачественно?

«...Коммунальная услуга считается некачественной в случаях, когда существуют отклонения от перечисленных ниже требований (см. подробно Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Холодное водоснабжение: продолжительность перерыва — 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии в централизованных сетях. Отклонение в давлении не допускается.

Горячее водоснабжение: температура воды от 75°C до 60°C. Продолжительность перерыва — 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии на тупиковой магистрали — 24 часа подряд. Допустимое отклонение температуры с 00:00 до 05:00 часов — не более чем на 5°C, с 05.00 до 00.00 часов — не более чем на 3°C. Отклонение давления не допускается.

Электроснабжение: продолжительность перерыва — 2 часа (при наличии двух независимых источников питания), 24 часа — при наличии 1 источника питания. Отклонение напряжения и (или) частоты не допускается.

Отопление: температура воздуха — не ниже 18°C (в угловых комнатах — 20°C), допустимое превышение — не более 4°C, допустимое снижение с 00:00 до 05:00 часов— не более 3°C, с 05:00 до 00:00 часов не допускается. Допустимая продолжительность перерыва — не более 24 часов (суммарно) в течение 1 месяца, не более 16 часов — при температуре от 12°C до нормативной, не более 8 часов — от 10°C до 12°C, не более 4 часов — от 8°C до 10°C.

Газоснабжение: продолжительность перерыва — не более 4 часов (суммарно) в течение 1 месяца.

Водоотведение: продолжительность перерыва — не более 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно (в том числе при аварии)...»

Относится ли уличное освещение к коммунальным услугам?
Относится ли уличное освещение, не являющееся общедомовым имуществом, находящееся во владении у администрации города, к коммунальным услугам?

«...Согласно п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, коммунальными услугами называется «осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме».
Если уличное освещение не использует общедомовое имущество многоквартирного дома, не входит в его состав, то такое освещение не может быть отнесено к понятию «коммунальные услуги», используемому в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов...»

Отказ от услуг ЖКХ новым собственником квартиры
У квартиры сменился собственник (через договор дарения между близкими родственниками). Ранее общедомовым голосованием было принято решение об установке в подъезде видеонаблюдения. Может ли новый собственник отказаться от этой услуги?

«Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается (ст. 310 Гражданского кодекса РФ).
В то же время в силу ст. 387 Гражданского кодекса РФ права и обязанности собственника переходят к новому собственнику в результате универсального правопреемства. Если вы полагаете, что был нарушен порядок созыва и проведения общего собрания жильцов, вы вправе обжаловать его решения в судебном порядке...»

В какие сроки подключается подача тепла в жилые дома?

Начало отопительного периода устанавливается, если среднесуточная температура воздуха на улице в течение 5 суток не превышает +8С, а конец отопительного периода - при среднесуточной температуре наружного воздуха +8С в течение 5 суток подряд. Этот порядок установления отопительного периода определен п. 12 раздела II Постановления Правительства РФ № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» от 23 мая 2006 года.

При каких условиях завершается отопительный сезон? В какие сроки отключается подача тепла в жилые дома?

Конец отопительного периода устанавливается при среднесуточной температуре наружного воздуха + 8С в течение 5 суток подряд. Этот порядок установления отопительного периода определен п. 12 раздела II Постановления Правительства РФ № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» от 23 мая 2006 года.

Почему после окончания отопительного сезона в летние месяцы взимается плата за отопление?

Порядок расчета платы за отопление между исполнителем коммунальных услуг и потребителем регламентирован Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307.

Вне зависимости от того оборудован или нет многоквартирный дом коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, подход и решение вопроса об оплате за тепло является единым: плата за отопление должна вноситься круглый год равномерными платежами. При наличии общедомового прибора учета тепловой энергии раз в год производится корректировка.

Почему взимается плата за отопление балкона?

Плата за отопление балкона не взимается, т.к. отапливается (а значит и взимается плата за это) только общая площадь квартиры, в состав которой балкон не входит. Это следует из пункта 5 статьи 15 Жилищного кодекса РФ: "Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас."